Бизнес, Статьи: Взлетная полоса
В Комсомольском-на-Амуре филиале АО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) закончили сборку сотого по счету серийного самолета Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100). На этой неделе лайнер успешно выполнил технический полет над территорией завода. - Машина летает прекрасно, - рассказал "РГ" проводивший тест летчик-испытатель Леонид Чикунов. - Она полностью подготовлена к дальнейшим процедурам, которые предстоит провести перед передачей самолета заказчику. В юбилейном лайнере еще многого нет - его нужно покрасить, "начинить" сиденьями, выполнить внутреннюю отделку. Этим займутся в Ульяновске, где проведут кастомизацию машины. Затем в начале следующего года самолет поступит в парк авиакомпании-заказчика.
Как сообщил директор филиала в Комсомольске-на-Амуре компании "Гражданские самолеты Сухого" Дмитрий Блощинский, будущим эксплуатантом лайнера станет "Аэрофлот". У завода в Комсомольске намечены долгосрочные перспективы развития. Обновленный план ГСС до 2031 года предусматривает продажу 595 самолетов SSJ-100. Сегодня предприятие обсуждает с ирландской авиакомпанией CityJet поставки 15 судов. Об этом сообщил глава "Объединенной авиастроительной корпорации" Юрий Слюсарь.
- О каких-то результатах говорить сейчас рано. Но надеемся, что компания, перед которой стоит задача обновления парка и которая как раз сейчас выбирает производителя региональных самолетов, оценит наш лайнер, - сказал он, добавив, что ГСС также ведет переговоры с египетской авиакомпанией EgyptAir о поставке 12 машин SSJ-100 с опционом еще на 12 самолетов. Между тем только выпуском Superjet-100 планы авиастроителей на Дальний Восток не ограничиваются.
В Хабаровском крае намерены строить самолеты и для малой авиации. Войти в ТОР "Комсомольск" с этим проектом изъявила желание компания из Воронежа. Инвестиции на первом этапе могут составить миллиард рублей, и это создаст более 150 рабочих мест. О формировании авиа - и судостроительного кластера округа активно начали говорить с 2011 года, когда вопрос о возрождении машиностроения встал, что называется, ребром: только в Хабаровском крае из десяти судостроительных заводов осталось лишь два. Была подписана масса документов, сформированы планы, проведены встречи. Но по-настоящему перспектива обрисовалась только сейчас, когда появилось новое направление - создание ТОР и сооружение предприятий по выпуску деталей для авиационной и судовой техники. Ядром кластера стал Хабаровский край, где разместились якорные компании.
Кстати, регион получит из федерального бюджета субсидию в 20 миллионов рублей. Деньги выделяют на реализацию комплексных инвестиционных проектов по развитию инновационных территориальных кластеров. - Кластер по сути уже существует, - сказал корреспонденту "РГ" губернатор края Вячеслав Шпорт. - Он работает. ТОР в Комсомольске-на-Амуре рассчитана на авиа - и судостроение. Там будут делать компоненты для производства судов. Идея кластера была именно в том, чтобы создать предприятия, которые будут кооперироваться.
Авиазавод, например, достиг высочайших технологий в обработке титана, которых на судостроительном пока нет. Мы можем передать их туда. И наоборот: у судостроителей есть свои достижения, которые могут использовать на авиапредприятии. Одновременно с полетом юбилейного Superjet-100 в Комсомольске-на-Амуре произошло еще одно событие: здесь после ремонта вывели из дока Амурского судостроительного завода дизель-электрическую подводную лодку "Варшавянка". Бывший на грани банкротства еще три года назад, сегодня АСЗ получил военные заказы и надеется на гражданские. Как считает Вячеслав Шпорт, здесь могут производить суда для шельфовых работ и рыбодобычи. Кроме того, на заводе планируют освоить технологию производства пластиковых секций кораблей. Это позволит выпускать суда-тральщики для Дальневосточного региона.
Прояснилось будущее и строительного комплекса "Звезда" в Приморском крае. - На его мощностях с 2016 года построят 59 единиц судов и морской техники на общую сумму порядка 2473 миллиарда рублей. Основным заказчиком выступит "Роснефть", которая намерена разместить заказы на строительство 41 судна и 12 платформ различного назначения на общую сумму 2 347,3 миллиарда рублей, - заявил директор департамента судостроительной промышленности и морской техники министерства промышленности и торговли РФ Максим Кочетков. В Якутии судостроение планируют развивать на Жатайской базе технической эксплуатации флота. Сейчас вырабатывается механизм производства новых судов секционным методом: изготавливать секции предлагается на Нерюнгринском ремонтно-механическом заводе, а сборку производить на базе Жатая.
Сооружение речных судов на месте очень важно для Ленского бассейна. Если суда смешанного типа плавания "река-море" можно строить и за пределами республики, то речные необходимо производить внутри: перегонять их по морю в Якутию невозможно.